Atgal

Беседа с епископом ИОСИФОМ ВЕРТОМ. 

 

Источник: Портал-Credo.Ru

 

KAI: Ваше Преосвященство, что означает для Церкви в России изменения на посту ординария архиепархии Божией Матери в Москве?

Епископ Иосиф Верт: Такие перемены – вполне нормальное явление в жизни Церкви. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич 16 лет возглавлял эту архиепархию. Время его служения – это целая эпоха. В политическом лексиконе имеется расхожее выражение "эпоха такого-то". Относительно архиепископа Кондрусевича можно тем более говорить об эпохе, ибо он – особо выдающаяся личность. < ... >

– После соответствующего решения Апостольского престола в российских медиа появились суждения о том, что это кадровое изменение было сделано по просьбе Русской Православной Церкви. Как бы Вы могли прокомментировать такие мнения?

– Мне бы не хотелось залезать в политику, это не послужит Церкви. У каждого есть право на свое мнение. < ... >

– Каковы главнейшие проблемы для российской Церкви?

– У нас множество проблем, но самая насущная из них – вопрос с визами для священников и монахинь. Это касается практически 90% всего нашего духовенства.

– Что вы можете сказать о национальном составе российского католического духовенства?

– Первоначально большую часть духовенства моей епархии составляли российские немцы. С началом перемен в 90-х годах минувшего столетия сюда прибыла группа духовенства из бывшей ГДР, а затем из ФРГ. Позднее приехало множество поляков и сегодня они составляют самую многочисленную группу среди духовенства. Также много итальянцев и представителей других народностей.

– Как Вы, Ваше Преосвященство, можете оценить экуменический диалог, прежде всего, с Русской Православной Церковью?

– Отвечу кратко. В православном лексиконе нет понятия "экуменизм". Поэтому можно говорить не об экуменизме, а о духовном диалоге, диалоге между исповеданиями, дружбе между отдельными епископами, священниками и мирянами обеих Церквей. За десятки лет разное случалось с этим. Когда 16 лет назад я приехал в Новосибирск, журналисты спросили, что меня больше всего удивило. Я ответил, что заявление Патриарха Алексия II по поводу назначения католических епископов и создания на территории СССР апостольских администратур. Его реакция была абсолютно негативной.

Я как христианин не могу себе представить, как можно после 70 лет атеизма и преследований так негативно отзываться о праве другой Церкви на свободу исповедания. Но именно так и было в начале. А затем наши отношения развивались волнообразно. Апогей антикатолической неприязни и пропаганды наступил в 2002 году с созданием католических епархий. Православная Церковь в очень жестких тонах начала выступать по вопросам, касающихся католической Церкви. < ... >

Еще раз повторю свое мнение об отношениях католической и православной Церквей. В политическом лексиконе, в частности, есть такое определение – потерять лицо. Так происходит, когда глава государства, или политического института избирает неверный курс своих действий и при том, что понимает свои ошибки, тем не менее, из страха перед общественным мнением не может его изменить. Вот тогда-то и происходит "потеря лица". Именно такая ситуация, могущая быть обозначенной как патовая, и сложилась в отношениях между Московским патриархатом и Римо-католической Церковью. Как я уже упоминал, православная Церковь в 1991 году взяла курс на конфронтацию с католической Церковью. И потом уже была не в силах этот курс изменить. И это заметно, прежде всего, в контексте нападок на папу-поляка Иоанна Павла II, который якобы готовил какой-то заговор против России и православия. Позднее выяснилось, что подобные утверждения просто безосновательны, и в начале XXIвека мир просто не примет подобных аргументов, да и в России это не пройдет. Однако представители православия не сумели выйти из этой патовой ситуации, хотя вскоре после кончины Иоанна Павла II и избрания нового понтифика для этого представилась возможность. < ... >

– Как складываются отношения католической Церкви с государством?

– C Российским государством у католической Церкви всегда были добрые отношения.

< ... >

– Много ли призваний ко священству?

– В странах бывшего соцлагеря, за исключением может быть, Польши, происходило все приблизительно так: грянула свобода и число призваний возросло, а затем начало понемногу спадать. У нас в этом смысле происходит приблизительно так как в Словакии или в Литве: до недавнего времени количество призваний было достаточным по отношению к количеству практикующих католиков. В 2001 году в семинарию поступило 28 человек. Среди наших верующих было много лиц немецкого происхождения, а из их среды традиционно выходило много священников. Однако в течение последних 20 лет из России эмигрировало 2,5 миллиона немцев. К сожалению, так ничего и не было сделано для того, чтобы сбить эту волну эмиграции. Может, нужно было вернуть республику немцев Поволжья, немецкие школы, католические храмы? Я привел в пример лишь немцев, но это касается всех католиков.

< ... >

– Какова в настоящее время количество католиков?

– < ... > А считать можно по разному. Верующих зарегистрированных в приходах можно насчитать около 700 тысяч, но если взять всех поляков, немцев, литовцев, украинцев и белоруссов, имеющих католические корни, то цифра вырастет до полутора миллионов, а это 1% населения России.

Некоторые хотели бы представить нас как величину, которой, что называется, можно пренебречь, но это не так. Некоторые хотят представить нас иностранцами, но мы –полноправные граждане России различных национальностей.

– Православная Церковь часто говорит о прозелитизме...

– Меня часто об этом спрашивают, но я не вижу повода для особого выделения верующих русского этнического происхождения. Нас часто обвиняют в прозелитизме, но покажите, пожалуйста, мне те толпы тайно обращенных прозелитов. Да, бывает, приходит человек, причем необязательно молодой и просит крещения в нашей Церкви. У него типично русская фамилия, но вдруг оказывается, что у одной из его бабушек фамилия типично польская или немецкая. Многие из таких людей имеют католические корни. < ... >

 

Atgal

© Redaktorius Antanas Jonkus.

© Tinklapius sudarė Vytautas Tutinas.

Hosted by uCoz