Беседа с епископом ИОСИФОМ ВЕРТОМ.
Источник: Портал-Credo.Ru
KAI: Ваше Преосвященство, что означает для Церкви в России изменения на посту ординария архиепархии Божией Матери в Москве?
Епископ Иосиф Верт: Такие перемены – вполне нормальное явление в жизни Церкви. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич 16 лет возглавлял эту архиепархию. Время его служения – это целая эпоха. В политическом лексиконе имеется расхожее выражение "эпоха такого-то". Относительно архиепископа Кондрусевича можно тем более говорить об эпохе, ибо он – особо выдающаяся личность. < ... >
–
После соответствующего решения
Апостольского престола в российских медиа
появились суждения о том, что это кадровое
изменение было сделано по просьбе Русской
Православной Церкви. Как бы Вы могли
прокомментировать такие мнения?
– Мне бы не хотелось залезать в политику, это не послужит Церкви. У каждого есть право на свое мнение. < ... >
–
Каковы главнейшие проблемы для российской
Церкви?
– У нас множество проблем, но самая насущная из них – вопрос с визами для священников и монахинь. Это касается практически 90% всего нашего духовенства.
–
Что вы можете сказать о национальном
составе российского католического
духовенства?
– Первоначально большую часть духовенства моей епархии составляли российские немцы. С началом перемен в 90-х годах минувшего столетия сюда прибыла группа духовенства из бывшей ГДР, а затем из ФРГ. Позднее приехало множество поляков и сегодня они составляют самую многочисленную группу среди духовенства. Также много итальянцев и представителей других народностей.
–
Как Вы, Ваше Преосвященство, можете оценить
экуменический диалог, прежде всего, с
Русской Православной Церковью?
–
Отвечу кратко. В православном лексиконе нет
понятия "экуменизм". Поэтому можно
говорить не об экуменизме, а о духовном
диалоге, диалоге между исповеданиями,
дружбе между отдельными епископами,
священниками и мирянами обеих Церквей. За
десятки лет разное случалось с этим. Когда 16
лет назад я приехал в Новосибирск,
журналисты спросили, что меня больше всего
удивило. Я ответил, что заявление Патриарха
Алексия II по поводу назначения
католических епископов и создания на
территории СССР апостольских
администратур. Его реакция была абсолютно
негативной.
Я
как христианин не могу себе представить,
как можно после 70 лет атеизма и
преследований так негативно отзываться о
праве другой Церкви на свободу исповедания.
Но именно так и было в начале. А затем наши
отношения развивались волнообразно. Апогей
антикатолической неприязни и пропаганды
наступил в 2002 году с созданием католических
епархий. Православная Церковь в очень
жестких тонах начала выступать по вопросам,
касающихся католической Церкви. < ... >
Еще
раз повторю свое мнение об отношениях
католической и православной Церквей. В
политическом лексиконе, в частности, есть
такое определение – потерять лицо. Так
происходит, когда глава государства, или
политического института избирает неверный
курс своих действий и при том, что понимает
свои ошибки, тем не менее, из страха перед
общественным мнением не может его изменить.
Вот тогда-то и происходит "потеря лица".
Именно такая ситуация, могущая быть
обозначенной как патовая, и сложилась в
отношениях между Московским патриархатом и
Римо-католической Церковью. Как я уже
упоминал, православная Церковь в 1991 году
взяла курс на конфронтацию с католической
Церковью. И потом уже была не в силах этот
курс изменить. И это заметно, прежде всего, в
контексте нападок на папу-поляка Иоанна
Павла II, который якобы готовил какой-то
заговор против России и православия.
Позднее выяснилось, что подобные
утверждения просто безосновательны, и в
начале XXIвека мир просто не примет подобных
аргументов, да и в России это не пройдет.
Однако представители православия не сумели
выйти из этой патовой ситуации, хотя вскоре
после кончины Иоанна Павла II и избрания
нового понтифика для этого представилась
возможность. < ... >
–
Как складываются отношения католической
Церкви с государством?
– C Российским государством у католической Церкви всегда были добрые отношения.
< ... >
–
Много ли призваний ко священству?
– В странах бывшего соцлагеря, за исключением может быть, Польши, происходило все приблизительно так: грянула свобода и число призваний возросло, а затем начало понемногу спадать. У нас в этом смысле происходит приблизительно так как в Словакии или в Литве: до недавнего времени количество призваний было достаточным по отношению к количеству практикующих католиков. В 2001 году в семинарию поступило 28 человек. Среди наших верующих было много лиц немецкого происхождения, а из их среды традиционно выходило много священников. Однако в течение последних 20 лет из России эмигрировало 2,5 миллиона немцев. К сожалению, так ничего и не было сделано для того, чтобы сбить эту волну эмиграции. Может, нужно было вернуть республику немцев Поволжья, немецкие школы, католические храмы? Я привел в пример лишь немцев, но это касается всех католиков.
<
... >
–
Какова в настоящее время количество
католиков?
– < ... > А считать можно по разному. Верующих зарегистрированных в приходах можно насчитать около 700 тысяч, но если взять всех поляков, немцев, литовцев, украинцев и белоруссов, имеющих католические корни, то цифра вырастет до полутора миллионов, а это 1% населения России.
Некоторые хотели бы представить нас как величину, которой, что называется, можно пренебречь, но это не так. Некоторые хотят представить нас иностранцами, но мы –полноправные граждане России различных национальностей.
–
Православная Церковь часто говорит о
прозелитизме...
–
Меня часто об этом спрашивают, но я не вижу
повода для особого выделения верующих
русского этнического происхождения. Нас
часто обвиняют в прозелитизме, но покажите,
пожалуйста, мне те толпы тайно обращенных
прозелитов. Да, бывает, приходит человек,
причем необязательно молодой и просит
крещения в нашей Церкви. У него типично
русская фамилия, но вдруг оказывается, что у
одной из его бабушек фамилия типично
польская или немецкая. Многие из таких
людей имеют католические корни. < ... >
© Redaktorius Antanas Jonkus.
©
Tinklapius sudarė
Vytautas Tutinas. |