Atgal

Антанас Ионкус

В ГОСТЯХ У СЕСТЕР КАРМЕЛИТОК

Моему знакомству с сестрами Ордена Босых кармелиток уже двенадцать лет. Мое общение с ними началось, кажется, в 1994 году (насчет дат я могу ошибиться, поскольку никогда не думал, что буду писать о монастырской жизни и поэтому даты, события никак не фиксировал в памяти – я просто был рядом с сестрами, молился с ними). События развивались следующим образом.

Автор и с. Римма-Мария

Мне в Москву позвонила сестра Янина, живущая около Каунаса в курортном городке  Кулаутуве у Немана, и сообщила «тревожную» новость: племянница Римма, дочь нашего брата, поступает в монастырь. Сестра не знала, что об этом думать, но беда заключалась в том, - как объясняла сестра, - что мать Риммы все время рыдает, отец (наш брат Донатас) растерян, не знает, что делать. Мне тогда показалось, что плач тут неуместен, и я по душевной простоте сказал сестре: «Не плакать надо, а радоваться – будет кому молиться за наши грехи». Я подумал, конечно, и о своих погрешностях. Сестра, наверное, стремясь успокоить родителей Риммы, передала им мое мнение, а затем  я сам написал брату письмо, излагая подобные соображения и оправдывая выбор его дочери.

А молитвенная помощь вскоре мне очень понадобилась: случилась беда – погиб мой сын, и я не мог справиться с болью. Через сестру я просил Римму молиться за меня и душу сына.

Через год или два мне удалось увидеть Римму и ее монастырь. Я во время отпуска навестил семью сестры в Кулаутуве. Выяснилось, что монастырь, куда поступила Римма, находится недалеко от этого места – всего пять-семь километров. Племянники любезно предложили даже отвезти туда меня с супругой Ольгой. Первая встреча с племянницей в новом ее облике,

в абите монахини, оказалась волнующей, поскольку я не знал, как вести себя: имею ли право обнимать монахиню, т.е. человека, отгородившегося от этого мира и посвятившего себя Господу. Но Римма Мария (так ее сейчас звали) сразу сняла все проблемы: радостная и приветливая, обняла Ольгу и меня. Домик, в котором поселились монахини, был тесен, там нет комнаты для приема мирян,- объясняла Римма, - и повела нас в другой дом, почти в километре от первого. По дороге показала фундамент строящегося нового здания обители.

«Дом для общения» меня удивил: снаружи обычный деревенский дом, а внутри – комфортабельная квартира: теплая вода, раковины, электрические чайники, все необходимое для угощения, холодильник и т.д.

Я стал посещать монастырь практически ежегодно. Римма объяснила, как она приняла решение стать монахиней. Среднюю школу она окончила в родном городе Кретинга, где и начала работать в яслях-саде. Ни в школьные годы, ни после учебы церковной жизнью особенно не интересовалась, в церковь ходила не часто, «не очень охотно», - признавалась Римма. Но вот однажды она в своей церкви слушала монахиню (видимо, после службы), призывающую людей к святой жизни. Сердце Риммы  со всей открытостью отозвалось на этот призыв и сразу приняла твердое решение стать монахиней.

Новое здание монастыря

Каким образом был учрежден монастырь босых кармелиток? Как позднее рассказывали сестры этой обители, в начале 90-х годов трем женщинам из Каунаса пришла мысль возродить раньше существовавший в Литве (в Вильнюсе) монастырь кармелиток. Он был закрыт в 1865 году после польско-литовского восстания по царскому указу, восстановлен в 1888  и вновь закрыт советской властью в 1946 году. Женщины с письмом обратились в ассоциацию Кармеля Великобритании. Другая грамота была отправлена Генеральному настоятелю кармелитов в Риме – Камилло Мациссе. В итоге на прошение отозвались две сестры кармелитки из Великобритании и одна из Хорватии (открытие нового монастыря возможно только при участии опытных инокинь).

Откуда родом теперешние инокини-кармелитки? Сестры Ада, Бируте

 и Лаймуте прибыли из Каунаса, Ева – из Вильнюса, а Римма из Кретинги. Одним из основных инициаторов создания данного монастыря является англичанка сестра Мария Юозапа (она, как и другие «зарубежные» сестры научилась и свободно говорит по-литовски; молитвы в часовне обители, конечно, идут на литовском языке). Мария Юозапа исполняет обязанности настоятельницы (приора) монастыря. По возрасту старшей является англичанка Мария  Воплощения (Sr. Mary of the Incarnation). Ей к моменту открытия монастыря (1994) было свыше 80 лет, а младшей сестре Еве – 19 лет.

В первые годы сестры этой обители жили и молились в скромном деревенском доме в Паштуве под Каунасом. Паштува – древняя литовская земля, рассказывает сестра Тереза Сердца Иисуса, – здесь на красивой горе у Немана стояла крепость, которую многократно атаковывали крестоносцы, мечом насаждавшие христианство в Литовской земле. Инокиня упоминает храбрых воинов Великого князя литовского Витовта, защищавших крепость. Там сейчас городище, которое раскапывается и изучается археологами. Место действительно красивое: сосновый бор окружает обитель, рядом крутой склон и долина, по которой течет  Неман.

Однако инокини думают не о Немане и былых сражениях. Они осознают  связь своей общины с горой Кармель на Святой Земле, где

с времен пророка Илии проживала община отшельников. В первые христианские века там тоже жили христиане-отшельники. После прихода  мусульман на Святую Землю насельники знаменитой горы вынуждены были уйти на Запад.

Строительство нового современного здания монастыря Ордена босых кармелиток, благоустройство территории было завершено к 2000 году. Финансово строительство монастыря поддерживали католики Шотландии.   В этом же году в монастыре проходили  торжества в связи с принесением вечных обетов рядом монахинь. Участвовали в торжествах иерархи Литовской Церковной провинции, священники, верующие - близкие родственники монахинь.

Что значит вечный обет? Новые насельницы, пришедшие в обитель кармелиток, до принятия окончательного решения, проводят в общине несколько испытательных лет. Начальный этап – постулат – длится от 6 до 12 месяцев. Далее – новициат, когда монахини вручается абит Ордена. Этот этап длится один или два года. После новициата сестры в течение трех лет живут по обету  послушания, целомудрия и нестяжания. И только после истечения этого срока инокини дают обет на всю жизнь. По рассказам Риммы были случаи, что постулантки не выдерживали режима и возвращались к мирской жизни. А пример нестяжания показала нам сама Римма: дарованные ей варежки с узором и красивый янтарный крест она отдала нам (мол, ничего лишнего в келье не хочет иметь).

Перед Молитвой

Как пишет литовская христианская печать, возрождению кармелит-ского ордена  послужило широкое распространение сочинений святых Терезы Авильской  и Иоанна Креста, а также духовное влияние Терезы Младенца Иисуса и других монахинь, явивших пример христианского благочестия. Св. Терезу Авильскую  и  св. Терезу Младенца Иисуса

Св. Престол провозгласил Учителями Церкви. А кармелитка св. Эдита Штайн, погибшая в Освенциме, провозглашена одной из небесных покровительниц Европы.

Кармелитки носят темно-коричневое облачение с кожаным поясом, скапулярий и белый головной убор с черной накидкой. Ходят они действительно босые, в сандалиях (такими мы их видели летом).

Обитель в Паштуве является монастырем закрытого типа. Инокини этой обители (да и пребывающие здесь гости) не слушают радио, не смотрят телевизор, не читают светскую печать. Исключение составляет религиозная литература. Близкие родственники могут посещать инокинь только раз в месяц, друзья и знакомые – два раза в год.

С другой стороны, почти каждая монахиня имеет адрес электронной почты, переписывается с родными, друзьями. Радостно принимают CD и DVD религиозного содержания, которые мы привозим им из Москвы. С большим интересом они начали читать привезенный нами новый летний номер (2006) журнала «Истина и жизнь». Имеют свою библиотеку, в которой находятся изданные в Москве тома «Католической Энциклопедии».

Устав обители – довольно суровый – весь день сестры соблюдают молчание. За весь день они общаются между собой только два раза: после обеда и вечером. В часовне инокини совместно молятся долго и многократно: поют псалмы, песнопения, читают молитвы -  проводят «Литургию часов».

Поскольку это монастырь-затвор (на разных дверях и проходах гости обители видят предупреждающую надпись: «клаузура»), один журналист попросил сестру Марию Сердца Иисуса  рассказать о внутренней жизни обители, «приоткрыть вуаль таинственности». Каждая монахиня, - рассказала сестра, - имеет небольшую отдельную комнатку -  келью. Когда инокини не заняты общим трудом, они читают и молятся в кельях, поддерживая таким образом уединенный образ жизни, что является их призванием. На территории монастыря имеется пара «домов уединения» (atsiskyreliu nameliai), где сестры могут проводить реколлекции с группами паломников, верующих своего прихода. Призвание монахинь  - свидетельствовать о «молящемся на горе Христе», поэтому и наши кармелитки должны продолжать эту Христусову молитву, быть вторым «молящимся Христом», - пояснила  с.Тереза.  Вся жизнь кармелитки – это непрерывная молитва. Монахиня стремится постоянно находиться на виду у Господа, быть внимательной к Его призыву, любить Его, восхвалять Его и в непрерывной молитве поверять Ему все тяготы человечества.

Молитва...

В дни нашего последнего пребывания в монастыре  возникла необходимость отвести Римму к родителям: отец попал в больницу, а дома – почти неподвижная мать. Необходима помощь. Сестра Тереза, исполняющая обязанности старшей, принимает решение: отправляет Римму на легковой машине в Кретингу (свыше 200 км), предлагает также мне с женой воспользоваться удобным случаем, чтобы навестить больных родственников. В обратном пути водителю поручается забрать другую сестру, Аду (литовцы предпочитают уменьшительное имя: Аделе), которая тоже посещала своих больных родственников в том же регионе республики.

Монастырский водитель Гинтарас повез нас туда специально по второстепенной дороге, идущей вдоль Немана, чтобы мы могли насладиться красотой природы. В раннее утро Неман был  окутан густым туманом, а с другой стороны, на крутых склонах реки виднелись древние городки, бывшие крепости: Вилкия, Велиуона, Раудоне. Обратный путь оставил тоже незабываемое впечатление. Мчимся по автостраде Клайпеда – Каунас со скоростью 120 км/час, и сестра Аделе, сидящая рядом с водителем,  вдруг начинает громко читать розарий, Светлые таинства. Водитель отвечает, мы с женой тоже присоединяемся. Второе таинство ведет Гинтарас, остальные трое отвечаем. Третье таинство приходится по очереди вести мне. Далее Аделе взглядом спрашивает Ольгу: сможет ли она читать молитвы? Ольга, благо, знает литовский язык и основные молитвы по-литовски. Завершающую часть ведет опять Аделе.

На обратном пути ближе к Каунасу Гинтарас свернул с автострады, чтобы показать красивые места  вдоль реки Нявежис (от нее и название города Паневежис, «у реки Нявежис»). Остановил машину, чтобы, сойдя с нее, мы могли полюбоваться прекрасным пейзажем. Я делаю снимок, и мы возвращаемся в «нашу обитель».

Но кармелитки не только молятся. Труды в каждом кармеле – разные, одни инокини пекут остии (облатки) для храмов, другие шьют литургические облачения для священнослужителей, создают и продают открытки, издают религиозную литературу, изготовляют детские игрушки. Кроме того, каждая сестра берет на себя определенную часть работ по домашнему хозяйству обители. Они работают в тишине и по возможности в одиночку с тем, чтобы молитва и присутствие на виду у Бога длились весь день, во время всех занятий.

Общение с сестами кармелитками

Некоторые монахини имеют еще свои увлечения. Например, с. Лайма пишет иконы в русско-православном стиле, и она просила прислать ей литературу о «технологии» подготовки материала и писании икон. Сестра Тереза намерена переводить на литовский язык труды св.Терезы Авильской и св. Хуана Креста. С целью изучения испанского и древне-испанского языка она пару лет провела в испанском кармеле. Римма ездила в Шотландию усвоить современную технологию вышивания церковного облачения. А сестра Дайна возгорелась желанием поехать в глубь России и там создать новую обитель («Везде людям нужна молитвенная и другая помощь» - такова была ее мотивация). Хрупкая девушка почти добилась своего: вместе с настоятельницей она съездила в Нижний Новгород, местный священник о.Марио (родом из Бразилии) выделил им дом католического прихода, но в итоге церковные и светские власти не дали разрешения открыть монастырь.

Расстроенная Дайна потом болела, и сестры молились, чтобы у нее не подтвердился неблагополучный диагноз.

Занимаются литовские кармелитки и благотворительной деятель-ностью. Несколько лет подряд в обители можно видеть одинокую старую деревенскую женщину, находящуюся на содержании у монастыря. Она постоянно стояла в прихожей  и через окно грустно смотрела в даль – деревенскому человеку трудно находиться в затворе и ничего не делать (при последнем моем пребывании в монастыре она уже не вставала с постели, и сестры носили ей еду в келью). На содержании обители долгое время был инвалид – подобранный где-то и ослабевший бомж. Выхоженный сестрами и прилично одетый, он регулярно ходил в часовню молиться и в столовую обедать (недавно отошел в мир вечный, примиренный с Богом).

В настоящее время в обители проходит «реабилитацию» средних лет мужчина Андрюс (имя замененное), вернувшийся из заключения и каким-то образом оказавшийся в монастыре.

- Никогда я не предполагал, что буду честно трудиться, да еще в монастыре, - в беседе признается Андрюс. В это время он аккуратно красил белой масляной краской перила  лестницы.

- Разве раньше Вы не трудились?

- Трудился в «казенном доме».

- А до «казенного дома» чем  занимались?

На берегу Нявежис

Последовало молчание. Собеседник не стал переспрашивать. Здесь не принято много говорить и любопытствовать.

Первое поручение Андрюсу  было кормить кота, т.е. относить ему молоко за беседку. Кроме него кот никого другого к себе не подпускал. Кстати, насчет кошек Андрюс высказал свое категорическое мнение: они должны жить во дворе и выполнять свое предназначение: ловить грызунов-вредителей. Молодой священник о.Шарунас (беседа проходила в столовой, после утренней службы) полностью поддержал это мнение. Со своей стороны он рассказал чуть грустную «кошачью» историю: «унаследованную» от прежнего священника кошку (в поселке Кулаутува) он тоже выставил во двор, чтобы та жила по своей природе. Однажды, возвращаясь после долгого отсутствия (обслуживает он несколько сельских приходов, да  и в епархии в Каунасе имеет ряд обязанностей), он увидел в своем дворе на тропинке лежащую кошку с толстым пузом…, рядом лежал хвостик белки! Кошки мстительны, подумал я. Но нет, я приписываю зло невинному животному, сразу поправил я себя.

А что касается Андрюса, он не только отличный работник. Просто удивительно, как он, трудясь, успевал умыться и придти на чтение каждого литургического часа.

Кстати, во время завтрака «монастырский» кот подошел к открытому окну столовой (она находится в полуподвале) и громко заорал хриплым голосом: требовал своей порции молока. Никто не реагировал на требование. И только после завтрака Андрюс незаметно ушел в сторону беседки с миской еды для кота.

Для принятия пищи инокини собираются в рефекторий – трапезную сестер, которая находится рядом со столовой для гостей, за стеной. Трапезничают они  в тишине или при  чтении Святого Писания и другой религиозной литературы, а во время больших праздников – религиозной музыки.

Кармелитки – вегетарианцы, совсем не потребляют мяса. Рыбу, если таковая имеется, едят три раза в неделю. Пятница – строгий пост. Сестры в этот день принимают только суп.

Встают инокини в половине шестого утра, идут спать в половине  одиннадцатого вечера.

Сестры-кармелитки в Паштуве охотно принимают гостей-мирян из Литвы и из-за рубежа. Сюда приезжают люди на реколлекции, для приобретения духовного спокойствия. Миряне молятся с монахинями вместе, но раздельно: сестры в основной части просторной часовни, а миряне – в боковом приделе, отгороженном от инокинь невысокой стеклянной перегородкой. В столовой их ждет добротное питание ( питаются отдельно от сестер) и хорошие условия проживания. Уединение, регулярная и частая молитва, ежедневная Св.Литургия – все это способствует умиротворению, возвращению духовного равновесия и здоровья.

С сестрами-кармелитками можно связаться по адресу:

Basųjų karmeličių vienuolynas

Paštuvos k., Raudondvario sen.

LT-4322 Kauno r., Lietuva

Tel./faks (37) 56 77 40, el.paštas:  marija.j@lcn.lt

s. Marija Juozapa OCD

 

Шитье церковного облачения

Сестры и пчелы

Atgal

 

© Redaktorius Antanas Jonkus.

© Tinklapius sudarė Vytautas Tutinas.

Hosted by uCoz