|
||||||||||||||||
Antanas Jonkus Немецкая слобода.
Из истории Немецкой слободы Как
отмечает путеводитель по Москве (1),
город увеличивался не только за счет
окружавших его сел, он рос, привлекая к
себе людей со всех концов государства и
даже из других стран. Князья, бояре,
монастыри стремились привлечь как
можно больше трудолюбивых
ремесленников в свой город. «Ремесленники
селились вместе – кузнецы к кузнецам,
кожевенники к кожевенникам. Обитателям
слобод давались определенные
привилегии, и в том числе, самая главная
– освобождение от налогов. Отсюда и
само слово «слобода» или «Свобода»». Много
иноземцев появилось в Москве во время
Ливонской войны. Часть ливонских
пленников Иван Грозный поселил
отдельно и, они-то, вероятно, образовали
первую в Москве Немецкую слободу,
получившую такое
название из-за того, что москвичи всех
иноземцев прозвали «немцами», «немыми»,
то есть не говорящими по-русски.
Находилась слобода на правом берегу
Яузы, возможно, несколько ниже по
течению, чем основанная позже нее (с.401-402). Чтобы
не тратиться на содержание пленных,
царь Иван разрешил им выделывать и
продавать вино, пиво и другие напитки,
что обычно было монополией казны.
Современник писал о них: «Эти ливонцы…
имели прибыль не по 10 на 100, а 100 на 100, что
кажется невероятным, тем не менее
справедливо». Этакая привольная и
безбедная жизнь и высокие доходы,
конечно, вызвали жестокую зависть, и
тот же царь Иван решил отыграться на
них и дать поживу своим опричникам.
Однажды зимним днем 1578 г. на слободу
напал вооруженный отряд. В окружении
своих приближенных ехал сам царь с
двумя сыновьями, все были одеты в
черное – как и других тиранов и
душегубцев, царя Ивана привлекала
театральщина. По его знаку начался
грабеж: кидались в дома, хватали людей
на улице и раздевали донага, тащили все,
что ни попадалось под руку. На грабеж
сбежалось и много окрестного народу,
получившего легкую добычу (с.402). Когда
я этот эпизод прочитал своим близким
людям (русским), они сказали, что такого
не могло быть, что это просто легенда.
Но я в этой связи вспомнил другой
случай из современности. В годы кризиса
«зрелого социализма» (80-90-ые годы)
западные страны поставляли в Россию
гуманитарную помощь – продукты, одежду
“second
hand”.
Помню, некоторые люди возмущались
этому. По радио рассказали такой факт: в
городе Свердловске собрался митинг,
ораторы кричали: «Долой гнилой Запад!»,
«Не нужны нам их подачки!» Затем
разъяренная толпа пошла к складу с
гуманитарной помощью, взорвала замки и
… все вещи растащила по домам! Этот
эпизод мне запомнился, поскольку я
долго думал и не мог понять логику этих
людей. Мне многократно потом объясняли,
что «Россию умом не понять», поэтому я
сделал вывод, что вышеописанный грабеж
в слободе мог иметь место.
Благосостояние
обитателей Немецкой слободы мало-помалу
восстановилось, а милости, оказанные им
Борисом Годуновым, покровителем многих
иностранцев, еще и приумножили его. В
начале XVII
в. Немецкая слобода была вполне
благоустроенным поселением, имевшем
даже свою собственную церковь, в
которой похоронили принца Иоанна
Датского, жениха многострадальной
Ксении, дочери царя Бориса. Первая
Немецкая слобода исчезла в пламени и
разбое Смутного времени. В 1610 г. войска
Лжедимитрия II
разграбили и сожгли слободу, а
обитатели ее разбежались. После
ухода польско-литовских интервентов и
восстановления нормальной жизни в
Москву и, в частности, в Немецкую
слободу опять потянулись
предприимчивые иностранцы, и, в первую
очередь, торговцы. Однако
распространение иноземных поселений,
приглашение специалистов встретило
сопротивление как простого народа, так
и высших лиц государства. Сам патриарх
Иоаким убеждал, что иноземцы – «враги
Богу, пречистой Богородице и святой
церкви». Москвитяне вообще не жаловали
иноземцев: после общения с ними мыли
руки, подметали полы и даже их, казалось
бы, совершенно невинные обычаи
вызывали взрыв насмешек и озлобления.
Царское правительство присоединилось
к гонениям. В 1628 г. иностранцам
запретили иметь православных слуг,
далее иноземцам было запрещено по всей
Москве покупать дворы и приказано: «ропты
(немецкие церкви), которые у немец
поставлены во дворех близко русских
церквей, сломать». А
через несколько лет всех иноземцев
вообще решили выселить из города.
Побудительной причиной к этому было
якобы то, что патриарх, проезжая по
Москве и раздавая свое благословение,
по ошибке благословил и иноземцев,
поскольку они были одеты в русское
платье. Огорчившись таким умалением
древнего православия, патриарх
потребовал у государя выселить всех
иноверцев из святого града Москвы, и 4
октября 1652 г. вышел указ об отводе земли
под строение в Немецкой слободе. «Новая
Немецкая слобода вскоре обстроилась –
уже по переписи 1665 г., то есть через 13
лет после указа о выселении
иностранцев из города, слобода
насчитывала 204 дома и в ней проживали
представители почти всех
национальностей Западной Европы.
Забелели ряды аккуратных домиков на
правильно распланированных улицах,
зазеленели сады и палисадники, в разных
местах поднялись здания нескольких
церквей, и вся эта местность стала
похожей на уголок Европы» (с.405). Вот
так существовали рядом друг с другом
два далеких и обособленных мира –
столица огромного, полупустынного
государства и небольшая часть
непонятного ему западного мира, нехотя
терпимая, и то потому, что нельзя было
отказываться от европейских знаний и
товаров. И только неуемное любопытство
и неукротимая энергия Петра Великого
сблизили, а потом почти слили эти два
мира, и только тогда исчезла Немецкая
слобода»(с.405-406). На
Немецкой слободе множество
исторических мест, связанных с Петром
Великим и его соратниками: Ф.Лефортом, А.Меньшиковым
и другими. Здесь же родился и А.С.Пушкин.
Здесь, наконец, и литовская средняя
школа. (1)
С.К.Романюк. По землям московских сел и
слобод. Часть 1. М., ЗАО «Сварог и К», 1998.
624 с. 1 прогулка по Немецкой слободе
Вокруг
Немецкого рынка (старого) Выход из станции метро Бауманская ориентирован не на улицу Бауманская (там только вход в метро), а во двор. Дорожкой, среди многочисленных киосков мы с потоком людей попадаем на ул. Фридриха Энгельса. Эта длинная старинная улица раньше называлась Ирининской (от церкви св. Ирины – см. далее). Именем св. Ирины названо (и сохранилось) несколько переулков, пересекающих основную улицу. Выйдя на улицу и повернувшись налево, мы сразу видим на развилке Ирининской и Ладожской улиц бордового цвета здание Макдоналдс.
По Ладожской ул. мы обычно направляемся, чтобы попасть в литовскую школу (Госптальный переулок). Но на этот раз мы сделаем несколько шагов по этой улочке с целью снять пару старых симпатичных домов и чтобы зайти в магазин «Спар» за литовским хлебом (дом № 9/8).
Возвращаемся на Ирининскую улицу (противно видеть среди бедных домиков крупную надпись «ул.Фридриха Энгельса»). За развалинами домов мы отгадываем место нахождения Немецкого рынка (старого). Еще в 60-70-ые годы население района охотно пользовалось услугами этого колхозного рынка. Позднее было построено новое здание для рынка на Бауманской ул. (см. далее).
Нынешняя планировка рынка, на котором торговали «дровами, всякими продуктами и сеном», возможно, не старше 1792 г. Сохранившиеся здесь здания, - пишет С.Романюк, - относятся, в основном, к середине XIX в., но есть строения и начала прошлого столетия (т.е. XVIII в. – А.И.). У вершины треугольника рыночных зданий, обращенного к Немецкой (Бауманской) улице, находилась часовня св. Николая Чудотворца. Наряду с часовней на том же Немецком рынке находился и скандально известный ресторан «Амстердам» Никиты Соколова, пользовавшийся в 1860-х гг. громадной популярностью среди золотой молодежи и просто кутал. Не там ли находится ныне «Мак Дональдс», обслуживающий многочисленное студенчество этого района?
В последнее время, - продолжает С.Романюк, - весь этот район интенсивно перестраивается, старые дома сносятся и на их место ставятся типовые бетонные дома, безжалостно разрывающие живую ткань города и так резко диссонирующие с московским окружением. На наш взгляд, особой безвкусицей, тяжеловесностью отличаются лишь дома «зрелого социализма», т.е. 70-80-х гг. Дома же, построенные в последнее десятилетие, выглядят неплохо. «Живую ткань» квартала разрывает только 3-е транспортное кольцо, пересекающее улицы Бакунинскую, Фр.Энгельса, М.Почтовую и выходящее на Госпитальный мост в Лефортово.
На «столбовой дороге» оказалась маленькая красивая церквушка на М.Гавриковом переулке д. 29. Раньше в запущенном здании церкви занимались тяжелоатлеты, вместо алтаря был туалет. Теперь там находится отремонтированный, красиво оформленный спортивный клуб. У входа красуется надпись: «АЙКИДО. ВОЛЬНАЯ БОРЬБА. БОКС». Вахтерша мне показала красивый вестибюль, объяснила, что здание отремонтировано и интерьер благоустроен за счет средств Патриархии. На башнях крестов нет, поскольку здание перестало быть церковным.
Продвигаясь далее по Ирининской улице (дом № 38), на перекрестке с 3-м Ирининским переулком мы обнаруживаем другой храм, восстанавливаемый из руин. Надпись гласит: «Ансамбль храма св.вмч. Ирины в Покровском. XVIII в.» Одна часть храма внутри (придел) отремонтирована, увешана иконами, и видно, что там ведется литургия. Другая часть внутреннего пространства – еще в руинах. Священник не дал разрешения делать снимки внутри храма. Проживая в этом микрорайоне в 1965-72 гг. и почти ежедневно проходя по 3-му Ирининскому переулку, я не замечал храма совсем: настолько неузнаваемо и изуродовано было здание. Моей целью было дойти по Ирининской улице до дома № 46. Приятель из Литвы просил найти издательство «Точки-Puncta» и прибрести для него книги духовного содержания. К своей радости я увидел среди безобразных производственных блоков красивый фасадик с надписью: «Институт философии, теологии и истории святого Фомы». В верхней части доски виден маленький герб и надписи: AMDG. Amor Sapientiae. В издательстве меня любезно встретили (что является редкостью в Москве), выполнили мою просьбу и пригласили посещать их читальный зал. Выполнив практическое задание, я по одному из Ирининских переулков (по 1-му) спускаюсь ближе к реке Яузе – на Б.Почтовую улицу. Здесь в одном из корпусов под № 18/20 я жил в 60-ые годы. Корпуса эти имеют своеобразную конфигурацию (форма букв C, S и др.), построены они в 1920-ые годы, с хорошей планировкой двориков. Они, в отличие от разваливающихся «хрущёб», здравствуют и имеют приличный вид.
По знакомым дворикам я направляюсь (от Б.Почтовой ул.) к реке Яуза. Если в целом микрорайон не изменился, то глядя в сторону Яузы я вижу, как за старыми корпусами торчат верхушки новых, красивых современных домов. И действительно, вместо пустырей и складных помещений, вдоль набережной стоят два ряда многоэтажных домов – это Рубцовская набережная. Корпуса благоустроены, богатая инфраструктура, магазины, другие учреждения. Захожу на мост для пешеходов через Яузу. Повернувшись в сторону Электрозаводского моста, делаю снимок набережной. По другую (левую) сторону Яузы находится Немецкое (Введенское) кладбище, знаменитая могилами известных людей.
Далее, иду по набережной в сторону центра города. И каково было мое удивление наткнувшись на набережной на громадину – новое здание МГТУ им. Баумана. Ведь недавно здесь были лишь пустыри. О старом здании Бауманского училища – см. далее (2-я прогулка по Немецкой слободе).
Минуем Бауманское училище, пересекаем 3-е транспортное кольцо около моста в Лефортово и оказываем на углу, у Госпитального переулка, откуда видна литовская школа. Делаю пару снимков школы, поскольку с этой стороны ее вижу впервые. Этим 1-я прогулка по Немецкой слободе завершается.
(Следует вторая прогулка по Немецкой слободе)
|
||||||||||||||||
©
Redaktorius
Antanas Jonkus. ©
Tinklapius sudarė Vytautas Tutinas. |