Иностранный
язык по
самой популярной методике…
В
разных школах язык изучают по-разному.
Самой популярной сегодня стала
коммуникативная методика, отличающаяся
от других: традиционной,
интенсивной.
Традиционный, или
лексико-переводной, метод используется в
основном в спецшколах и языковых вузах.
Сначала вы зубрите правила грамматики,
потом учитесь их применять во фразах-моделях
и окончательно автоматизируете полученные
навыки, делая упражнения с большим числом
однотипных конструкций.
Главный тренинг – перевод с русского на иностранный. Поэтому обучавшийся по традиционной методике, говоря на иностранном языке, постоянно переводит, так как думать продолжает по-русски. Хотя у этого способа есть свои преимущества: он гарантирует отличное знание теории грамматики, огромный лексический запас, умение свободно читать и писать.
Знаем по какой схеме образуется прошедшее время, а разговаривать не можем. Тем не менее, для того чтобы поддержать разговор на иностранном языке или уточнить что-то на улице во время путешествия, не обязательно знать все тонкости грамматики. Ведь нет надобности изучать высшую математику, чтобы научиться считать сдачу в магазине.
Интенсив – имеет
целью научить быстро и легко общаться (не
обязательно краткосрочное обучение, но
всегда напряженное).
Запомнить огромный объем материала (2000-3000 слов за пару месяцев) помогают ролевые игры и другие специальные приемы. Вы должны сыграть свою роль на языке. Главное – не зубрить фразы и слова, а выразить свою мысль, передать необходимую информацию.
Нелюбимая
грамматика присутствует как необходимый
комментарий лишь после того, как вы
заговорите (ведь теория, подаваемая в любой
форме, вызывает страх перед языком – страх
сделать ошибку). А чтобы запоминание было
легким и непринужденным, нужна абсолютная
раскрепощенность.
Коммуникативная
методика – это
в какой-то степени смесь традиционного и
интенсивного методов, но с рядом своих
достоинств и преимуществ. На сегодняшний
день это самая распространенная методика.
По ней работают почти все зарубежные
языковые школы.
Здесь
присутствие носителя языка просто
необходимо, так как основа этой методики –
общение.
Главное
– преодолеть языковый барьер, избавить
человека от боязни говорить на чужом языке,
«разговорить» его.
На
занятиях студентам дается возможность
использовать язык в реальных жизненных
ситуациях. Это в свою очередь, позволяет им
научиться применять грамматические формы
для выражения собственных мыслей.
Коммуникативный
метод развивает все языковые навыки: от
устной и письменной речи до чтения и
аудирования. Грамматика же изучается в
процессе общения на языке: студент сначала
осваивает и запоминает слова, выражения,
языковые формулы и только потом начинает
разбирать, что они из себя представляют в
смысле грамматики. Смысл в том, чтобы
научить студента говорить на иностранном
языке не только свободно, но и правильно.
Занятия
проходят в свободной, раскрепощенной
обстановке. Кстати, во время урока не
принято разговаривать на родном языке.
Правила, значения новых слов объясняются
учителем при помощи знакомой студенту
лексики, грамматических конструкций и
выражений, при помощи жестов и мимики,
рисунков и прочих наглядных пособий.
Широко
используются также современные компьютеры
с CD,
Internet, ТВ
программы, газеты, журналы и т.д. Все это
способствует пробуждению у студентов
интереса к истории, культуре, традициям
страны изучаемого языка.
Научить
студентов общаться на иностранном языке –
задача достаточно сложная. Ведь
естественную речь стимулирует не
необходимость, а потребность в реальном
общении. Для этого на уроках учитель
создает ситуации, в которых студенты
общаются в парах друг с другом, в группах.
Это делает урок разнообразным. Работая в
группе, учащиеся проявляют речевую
самостоятельность. Они могут помогать друг
другу, успешно корректировать высказывания
собеседников, даже если учитель не дает
такого знания.
Очень
эффективны и диспуты на начальном этапе
обучения, ролевые игры и драматизация.
Драматизация – представление в виде сцен
рассказов, сказок, забавных историй, а также
сюжетных картин. Задача учащихся состоит в
том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в
речь. Здесь разыгрываются
повседневные ситуации, например:
покупка, поздравление, знакомство, выбор
маршрута путешествия ( в бюро путешествий, в
железнодорожной кассе и т.д.).
Участники
ролевых игр могут исполнять различные
социальные роли (бизнесмен, продавец,
пассажир и др.), а также роли вымышленных
персонажей. Их задача при этом заключается
в разрешении проблемной ситуации. Например:
«Вы приехали в другую страну и по ошибке
попали не в ту гостиницу, в которой у вас
забронирован номер. Вы пытаетесь объяснить
ресепшионисту, что вам надо в другую
гостиницу».
На
продвинутом этапе довольно эффективными
являются игры типа «Брейн ринг», которые
помогают расширить знания культуры,
литературы, традиций стран изучаемого
языка и своей страны, общую эрудицию и
сообразительность, лингвистический
кругозор. Например: «Назовите города и
штаты США, имеющие одинаковое название».
Очень
популярны на занятиях по иностранному
языку дискуссионные игры, где обсуждаются
актуальные и интересные для учащихся
вопросы. Каждый учащийся выбирает удобную
для себя роль и высказывается от имени
выбранного им персонажа. Содержанием таких
дискуссий может
быть любая проблема реальной жизни.
Например, выбор профессии, планы на будущее,
отношения с родителями, защита окружающей
среды, роль женщин в обществе и т.д. Таким
образом, снимается психологический барьер
страха перед языковой ошибкой и
предоставляется возможность высказывать
свое мнение.
Преподаватель берет на себя роль организатора общения, задает наводящие вопросы, обращает внимание на оригинальные мнения участников, спорные проблемы, снимает возникающее напряжение. Ну а конечный результат - свободное и грамотное общение на иностранном языке.
Итак, коммуникативная методика в обучении языку – ваш первый путь к успеху.
Например,
видеокурс «Интеллект» отличает
профессиональный подход к обучению. Эта
методика позволяет рационально
распределить силы при изучении
иностранного языка в зависимости от
поставленных целей. Курс позволяет за 60
часов запомнить в среднем
2000 слов и выражений, освоить основы
грамматики, научиться понимать и говорить.
Основная часть материала курса была
подготовлена и надиктована
преподавателями из Оксфорда и других
ведущих университетов Европы.
Газеты:
«Метро» 2003. № 3(819), с .4.
«Кадры решают все»,
2003,№ 2(8), с. 7.