audiatur et
altera pars…
Константинопольский
патриарх Афинагор - верный представитель восточной традиции и культуры, человек
богато одаренный, стойкий и уравновешенный. Прекрасный педагог, он умеет
воспитывать верующих, указывать путь единения с Богом. Вселенская широта ума
сочетается у него с любвеобильным сердцем, - так характеризует его французский
писатель-теолог Оливье Клеман.
О.Клеман, как некоторые православные и многие
протестанты, представляют себе Церковь как федерацию независимых поместных
Церквей. Афинагору же свойственно более традиционное понимание Церкви,
близкое эклезиологии Владимира
Соловьева, утверждавшего, что "несмотря на девять веков отчуждения, непреодолимых
препятствий к единению нет". Афинагор
I и Павел VI (историческая их
встреча состоялась 5 января 1964г. в Иерусалиме) не теряли надежды на
возможность отслужить вместе литургию во славу Пастыреначальника Христа.
Спорные вопросы между Восточной и Западной Церквами
В.Соловьев "изучал в течение восьми лет по первым источникам, т.е. по
Актам Соборов и по творениям древних
церковных писателей и учителей церкви - греческих и латинских".
Так, он пришел к заключению, что "как ни глубока пропасть между нашей и
Западной Церковью, все-таки она вырыта не Божьими, а человеческими руками.
Разделение церквей - это Божие попущение, а не Божья воля. Божья воля
неизменна: да будет едино стадо и един Пастырь. Итак, можно и должно прилагать
все свои старания к тому, чтобы был засыпан
этот пагубный ров, разделивший стадо Христово".
В другом месте В. Соловьев утверждает: "Истинная церковность зависит от присутствия апостольского преемства, от православной веры во Христа, как Сына Божия и Сына Человека, и, наконец, от полноты таинств. Все это одинаково находится и у нас и у католиков. Следовательно и мы и они составляем вместе единую, Святую Кафолическую (греческая буква Θ соответствует на русском языке букве "ф", а на западных языках "th") и апостольскую Церковь, несмотря на нынешнее исторической временное разделение, не соответствующее истине дела и поэтому тем более печальное".
Ниже мы
приводим яркое высказывание Афинагора, иллюстрирующее необходимость единения
двух Церквей, а также о некоторых грехах католиков (которых мы, видя дело только с одной стороны, не
замечали и не осознавали).
<…> Другая
книга, ставшая для меня откровением, это французский роман , ныне
совершенно забытый, роман графини Брианкур, называвшийся, кажется, Два корабля. Автор построил свободный
парафраз евангельской истории о
чудесном лове. Два корабля - это лодки
Петра и Иоанна. Иисус появляется на берегу и велит Петру бросить сети.
Петр отвечает, что трудился всю ночь и ничего не поймал. Однако он повинуется.
И сеть, которую он вытаскивает, до такой степени полна, что едва не рвется.
Тогда Петр зовет на помощь Иоанна и Андрея, которые находятся рядом, в другой
лодке. И они приходят, чтобы помочь ему собрать чудесный улов. То же самое
происходит и сегодня: Петр призывает Иоанна на помощь, а иначе сеть Церкви
порвется. Петр - это Рим, Иоанн - православие.
Эти книги (сочинения Достоевского, роман
"Отверженные" Виктора Гюго, "Парсифаль" Вагнера и "Два
корабля" Брианкур - А.П.И.) пробудили меня. Потому что наши преподаватели
никогда не говорили нам о том, что в других Церквах может быть что-то хорошее,
о всем богатстве христианского опыта, который они таят в себе, обо всем, что у
нас есть общего с ними. Они говорили только об отличиях, о ересях. О том, что
разделяет, но не о том, что соединяет. Это было обучение страху, страх же
вызывает недоверие и презрение.
Правда, нам надо было обороняться. В народе латиняне
вызывали раздражение тем, что пытались
использовать нашу слабость и давление ислама, чтобы обратить и
перекрестить нас. В Константинополе во времена моих занятий богословием,
католический священник всякий раз отворачивался, встречаясь со священником
православным. Он поворачивал голову, не хотел его знать. Мне еще приходилось
сталкиваться с этим в Соединенных Штатах. Например, в поезде, когда
католический епископ или священник
встречался со мной, он спешил пройти мимо, а если мы оказывались в одном купе,
упорно игнорировал меня. И тем не менее уже в Халки (приход в Греции, где он
работал священником) я почувствовал, что началась новая эпоха, та, которую я
называю третьей эпохой Церкви, когда после времени ненависти и неведения мы
возвращаемся к неделимой Церкви, обогащенной и углубленной…
Оливье
Клеман. Беседы с патриархом Афинагором. Брюссель 1993, с.43-44.