Atgal

Antanas Jonkus

Немецкая слобода.

           

            Из истории Немецкой слободы

Как отмечает путеводитель по Москве (1), город увеличивался не только за счет окружавших его сел, он рос, привлекая к себе людей со всех концов государства и даже из других стран. Князья, бояре, монастыри стремились привлечь как можно больше трудолюбивых ремесленников в свой город. «Ремесленники селились вместе – кузнецы к кузнецам, кожевенники к кожевенникам. Обитателям слобод давались определенные привилегии, и в том числе, самая главная – освобождение от налогов. Отсюда и само слово «слобода» или «Свобода»».

Много иноземцев появилось в Москве во время Ливонской войны. Часть ливонских пленников Иван Грозный поселил отдельно и, они-то, вероятно, образовали первую в Москве Немецкую слободу, получившую  такое название из-за того, что москвичи всех иноземцев прозвали «немцами», «немыми», то есть не говорящими по-русски. Находилась слобода на правом берегу Яузы, возможно, несколько ниже по течению, чем основанная позже нее (с.401-402).

Чтобы не тратиться на содержание пленных, царь Иван разрешил им выделывать и продавать вино, пиво и другие напитки, что обычно было монополией казны. Современник писал о них: «Эти ливонцы… имели прибыль не по 10 на 100, а 100 на 100, что кажется невероятным, тем не менее справедливо». Этакая привольная и безбедная жизнь и высокие доходы, конечно, вызвали жестокую зависть, и тот же царь Иван решил отыграться на них и дать поживу своим опричникам. Однажды зимним днем 1578 г. на слободу напал вооруженный отряд. В окружении своих приближенных ехал сам царь с двумя сыновьями, все были одеты в черное – как и других тиранов и душегубцев, царя Ивана привлекала театральщина. По его знаку начался грабеж: кидались в дома, хватали людей на улице и раздевали донага, тащили все, что ни попадалось под руку. На грабеж сбежалось и много окрестного народу, получившего легкую добычу (с.402).

Когда я этот эпизод прочитал своим близким людям (русским), они сказали, что такого не могло быть, что это просто легенда. Но я в этой связи вспомнил другой случай из современности. В годы кризиса «зрелого социализма» (80-90-ые годы) западные страны поставляли в Россию гуманитарную помощь – продукты, одежду “second hand”. Помню, некоторые люди возмущались этому. По радио рассказали такой факт: в городе Свердловске собрался митинг, ораторы кричали: «Долой гнилой Запад!», «Не нужны нам их подачки!» Затем разъяренная толпа пошла к складу с гуманитарной помощью, взорвала замки и … все вещи растащила по домам! Этот эпизод мне запомнился, поскольку я долго думал и не мог понять логику этих людей. Мне многократно потом объясняли, что «Россию умом не понять», поэтому я сделал вывод, что вышеописанный грабеж в слободе мог иметь место.

     

Благосостояние обитателей Немецкой слободы мало-помалу восстановилось, а милости, оказанные им Борисом Годуновым, покровителем многих иностранцев, еще и приумножили его. В начале XVII в. Немецкая слобода была вполне благоустроенным поселением, имевшем даже свою собственную церковь, в которой похоронили принца Иоанна Датского, жениха многострадальной Ксении, дочери царя Бориса.

Первая Немецкая слобода исчезла в пламени и разбое Смутного времени. В 1610 г. войска Лжедимитрия II разграбили и сожгли слободу, а обитатели ее разбежались.

После ухода польско-литовских интервентов и восстановления нормальной жизни в Москву и, в частности, в Немецкую слободу опять потянулись предприимчивые иностранцы, и, в первую очередь, торговцы.

Однако распространение иноземных поселений, приглашение специалистов встретило сопротивление как простого народа, так и высших лиц государства. Сам патриарх Иоаким убеждал, что иноземцы – «враги Богу, пречистой Богородице и святой церкви». Москвитяне вообще не жаловали иноземцев: после общения с ними мыли руки, подметали полы и даже их, казалось бы, совершенно невинные обычаи вызывали взрыв насмешек и озлобления. Царское правительство присоединилось к гонениям. В 1628 г. иностранцам запретили иметь православных слуг, далее иноземцам было запрещено по всей Москве покупать дворы и приказано: «ропты (немецкие церкви), которые у немец поставлены во дворех близко русских церквей, сломать».

А через несколько лет всех иноземцев вообще решили выселить из города. Побудительной причиной к этому было якобы то, что патриарх, проезжая по Москве и раздавая свое благословение, по ошибке благословил и иноземцев, поскольку они были одеты в русское платье. Огорчившись таким умалением древнего православия, патриарх потребовал у государя выселить всех иноверцев из святого града Москвы, и 4 октября 1652 г. вышел указ об отводе земли под строение в Немецкой слободе.

«Новая Немецкая слобода вскоре обстроилась – уже по переписи 1665 г., то есть через 13 лет после указа о выселении иностранцев из города, слобода насчитывала 204 дома и в ней проживали представители почти всех национальностей Западной Европы. Забелели ряды аккуратных домиков на правильно распланированных улицах, зазеленели сады и палисадники, в разных местах поднялись здания нескольких церквей, и вся эта местность стала похожей на уголок Европы» (с.405).

Вот так существовали рядом друг с другом два далеких и обособленных мира – столица огромного, полупустынного государства и небольшая часть непонятного ему западного мира, нехотя терпимая, и то потому, что нельзя было отказываться от европейских знаний и товаров. И только неуемное любопытство и неукротимая энергия Петра Великого сблизили, а потом почти слили эти два мира, и только тогда исчезла Немецкая слобода»(с.405-406).

На Немецкой слободе множество исторических мест, связанных с Петром Великим и его соратниками: Ф.Лефортом, А.Меньшиковым и другими. Здесь же родился и А.С.Пушкин. Здесь, наконец, и литовская средняя школа.

 

(1) С.К.Романюк. По землям московских сел и слобод. Часть 1. М., ЗАО «Сварог и К», 1998. 624 с.

 

 

1 прогулка по Немецкой слободе

 

 

 

Вокруг Немецкого рынка (старого)

Выход из станции метро Бауманская ориентирован не на улицу Бауманская (там только вход в метро), а во двор. Дорожкой, среди многочисленных киосков мы с потоком людей попадаем на ул. Фридриха Энгельса. Эта длинная старинная улица раньше называлась Ирининской (от церкви св. Ирины – см. далее). Именем св. Ирины названо (и сохранилось) несколько переулков, пересекающих основную улицу.

Выйдя на улицу и повернувшись налево, мы сразу видим на развилке  Ирининской и Ладожской улиц бордового цвета здание Макдоналдс.

 

Постройки 70-х на ул. Ф.Энгельса

"Макдоналдс" на развилке

 

По Ладожской ул. мы обычно направляемся, чтобы попасть в литовскую школу (Госптальный переулок). Но на этот раз мы сделаем несколько шагов по этой улочке с целью снять пару старых симпатичных домов и чтобы зайти в магазин «Спар» за литовским хлебом (дом № 9/8).

 

Старые дома на Ладожской

 

Возвращаемся на Ирининскую улицу (противно видеть среди бедных домиков крупную надпись «ул.Фридриха Энгельса»). За развалинами домов мы отгадываем место нахождения Немецкого рынка (старого). Еще в 60-70-ые годы население района охотно пользовалось услугами этого колхозного рынка. Позднее было построено новое здание для рынка на Бауманской ул. (см. далее).

 

За этими домами был Немецкий рынок (старый)

Треугольник закрытого рынка

 

Нынешняя планировка рынка, на котором торговали «дровами, всякими продуктами и сеном», возможно, не старше 1792 г. Сохранившиеся здесь здания, - пишет С.Романюк, - относятся, в основном, к середине XIX в., но есть строения и начала прошлого столетия (т.е. XVIII в. – А.И.). У вершины треугольника рыночных зданий, обращенного к Немецкой (Бауманской) улице, находилась часовня св. Николая Чудотворца. Наряду с часовней на том же Немецком рынке находился и скандально известный ресторан «Амстердам» Никиты Соколова, пользовавшийся в 1860-х гг. громадной популярностью среди золотой молодежи и просто кутал. Не там ли находится ныне «Мак Дональдс», обслуживающий многочисленное студенчество этого района?

 

Дома напротив рынка

 

В последнее время, - продолжает С.Романюк, - весь этот район  интенсивно перестраивается, старые дома сносятся и на их место ставятся типовые бетонные дома, безжалостно разрывающие живую ткань города и так резко диссонирующие с московским окружением.

На наш взгляд, особой безвкусицей, тяжеловесностью отличаются лишь дома «зрелого социализма», т.е. 70-80-х гг.  Дома же, построенные в последнее десятилетие, выглядят неплохо.  «Живую ткань» квартала разрывает только 3-е транспортное кольцо, пересекающее улицы Бакунинскую, Фр.Энгельса, М.Почтовую и выходящее на Госпитальный мост в Лефортово.

 

Третье транспортное кольцо

Красивая церковь на М.Гавриковом

 

На «столбовой дороге» оказалась маленькая красивая церквушка на М.Гавриковом переулке д. 29. Раньше в запущенном здании церкви занимались тяжелоатлеты, вместо алтаря был туалет. Теперь там находится отремонтированный, красиво оформленный спортивный клуб. У входа  красуется надпись: «АЙКИДО. ВОЛЬНАЯ БОРЬБА. БОКС». Вахтерша мне показала красивый вестибюль, объяснила, что здание отремонтировано и интерьер благоустроен за счет средств Патриархии. На башнях крестов нет, поскольку здание перестало быть церковным.

 

Храм св.Ирины (XVIII в.)

Изд-во Точки-Puncta

 

 

Продвигаясь далее по Ирининской улице (дом № 38), на перекрестке с 3-м Ирининским переулком  мы обнаруживаем другой храм, восстанавливаемый из руин. Надпись гласит: «Ансамбль храма св.вмч. Ирины в Покровском. XVIII в.» Одна часть храма внутри (придел) отремонтирована, увешана иконами, и видно, что там ведется литургия. Другая часть внутреннего пространства – еще в руинах. Священник не дал разрешения делать снимки внутри храма.

Проживая в этом микрорайоне в 1965-72 гг. и почти ежедневно проходя по 3-му Ирининскому переулку, я не замечал храма совсем: настолько неузнаваемо и изуродовано было  здание.

Моей целью было дойти по Ирининской улице до дома № 46. Приятель из Литвы просил найти издательство «Точки-Puncta» и прибрести для него книги духовного содержания. К своей радости я увидел среди безобразных производственных блоков красивый фасадик с надписью: «Институт философии, теологии и истории святого Фомы». В верхней части доски виден маленький герб и надписи: AMDG. Amor Sapientiae. В издательстве меня любезно встретили (что является редкостью в Москве), выполнили мою просьбу и пригласили посещать их читальный зал.

Выполнив практическое задание, я по одному из Ирининских переулков (по 1-му) спускаюсь ближе к реке Яузе – на Б.Почтовую улицу. Здесь в одном из корпусов под

№ 18/20 я жил в 60-ые годы. Корпуса эти имеют своеобразную конфигурацию (форма букв C, S и др.), построены они в 1920-ые годы, с хорошей планировкой двориков. Они, в отличие от разваливающихся «хрущёб», здравствуют и имеют приличный вид.

 

Один из домов на Б.Почтовой

Дома по набережной Яузы

 

По знакомым дворикам я направляюсь (от Б.Почтовой ул.) к реке Яуза. Если в целом микрорайон не изменился, то глядя в сторону Яузы я вижу, как за старыми корпусами торчат верхушки новых, красивых современных домов. И действительно, вместо пустырей и складных помещений, вдоль набережной стоят два ряда многоэтажных домов – это Рубцовская набережная. Корпуса благоустроены, богатая инфраструктура, магазины, другие учреждения.

Захожу на мост для пешеходов через Яузу. Повернувшись в сторону Электрозаводского моста, делаю снимок набережной. По другую (левую) сторону Яузы  находится Немецкое (Введенское) кладбище, знаменитая могилами известных людей.

 

Река Яуза

МГТУ им.Баумана

 

Далее, иду по набережной в сторону центра города. И каково было мое удивление наткнувшись на набережной на громадину – новое здание  МГТУ им. Баумана. Ведь недавно здесь были лишь пустыри. О старом здании Бауманского училища – см. далее

(2-я прогулка по Немецкой слободе).

 

От Яузы к школе

Школа со стороны Яузы

 

Минуем Бауманское училище, пересекаем 3-е транспортное кольцо около моста в Лефортово и оказываем на углу, у Госпитального переулка, откуда видна литовская школа. Делаю пару снимков школы, поскольку с этой стороны ее вижу впервые. Этим 1-я прогулка по Немецкой слободе завершается.

 

(Следует вторая прогулка по Немецкой слободе)

 

Atgal

© Redaktorius Antanas Jonkus.

© Tinklapius sudarė Vytautas Tutinas.

Hosted by uCoz