Atgal ( 2 / 2003 )

Иностранный язык по самой популярной методике…

В разных школах язык изучают по-разному. Самой популярной сегодня стала коммуникативная методика, отличающаяся от других: традиционной, интенсивной.

Традиционный, или лексико-переводной, метод используется в основном в спецшколах и языковых вузах. Сначала вы зубрите правила грамматики, потом учитесь их применять во фразах-моделях и окончательно автоматизируете полученные навыки, делая упражнения с большим числом однотипных конструкций.

Главный тренинг – перевод с русского на иностранный. Поэтому обучавшийся по традиционной методике, говоря на иностранном языке, постоянно переводит, так как думать продолжает по-русски. Хотя у этого способа есть свои преимущества: он гарантирует отличное знание теории грамматики, огромный лексический запас, умение свободно читать и писать.

Знаем по какой схеме образуется прошедшее время, а разговаривать не можем. Тем не менее, для того чтобы поддержать разговор на иностранном языке или уточнить что-то на улице во время путешествия, не обязательно знать все тонкости грамматики. Ведь нет надобности изучать высшую математику, чтобы научиться считать сдачу в магазине.

Интенсив – имеет целью научить быстро и легко общаться (не обязательно краткосрочное обучение, но всегда напряженное).

Запомнить огромный объем материала (2000-3000 слов за пару месяцев) помогают ролевые игры и другие специальные приемы. Вы должны сыграть свою роль на языке. Главное – не зубрить фразы и слова, а выразить свою мысль, передать необходимую информацию.

Нелюбимая грамматика присутствует как необходимый комментарий лишь после того, как вы заговорите (ведь теория, подаваемая в любой форме, вызывает страх перед языком – страх сделать ошибку). А чтобы запоминание было легким и непринужденным, нужна абсолютная раскрепощенность.

Коммуникативная методика – это в какой-то степени смесь традиционного и интенсивного методов, но с рядом своих достоинств и преимуществ. На сегодняшний день это самая распространенная методика. По ней работают почти все зарубежные языковые школы.

Здесь присутствие носителя языка просто необходимо, так как основа этой методики – общение.

Главное – преодолеть языковый барьер, избавить человека от боязни говорить на чужом языке, «разговорить» его.

На занятиях студентам дается возможность использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Это в свою очередь, позволяет им научиться применять грамматические формы для выражения собственных мыслей.

Коммуникативный метод развивает все языковые навыки: от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Грамматика же изучается в процессе общения на языке: студент сначала осваивает и запоминает слова, выражения, языковые формулы и только потом начинает разбирать, что они из себя представляют в смысле грамматики. Смысл в том, чтобы научить студента говорить на иностранном языке не только свободно, но и правильно.

Занятия проходят в свободной, раскрепощенной обстановке. Кстати, во время урока не принято разговаривать на родном языке. Правила, значения новых слов объясняются учителем при помощи знакомой студенту лексики, грамматических конструкций и выражений, при помощи жестов и мимики, рисунков и прочих наглядных пособий.

Широко используются также современные компьютеры с CD, Internet, ТВ программы, газеты, журналы и т.д. Все это способствует пробуждению у студентов интереса к истории, культуре, традициям страны изучаемого языка.

Научить студентов общаться на иностранном языке – задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Для этого на уроках учитель создает ситуации, в которых студенты общаются в парах друг с другом, в группах. Это делает урок разнообразным. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они могут помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников, даже если учитель не дает такого знания.

Очень эффективны и диспуты на начальном этапе обучения, ролевые игры и драматизация. Драматизация – представление в виде сцен рассказов, сказок, забавных историй, а также сюжетных картин. Задача учащихся состоит в том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в речь. Здесь разыгрываются   повседневные ситуации, например: покупка, поздравление, знакомство, выбор маршрута путешествия ( в бюро путешествий, в железнодорожной кассе и т.д.).

Участники ролевых игр могут исполнять различные социальные роли (бизнесмен, продавец, пассажир и др.), а также роли вымышленных персонажей. Их задача при этом заключается в разрешении проблемной ситуации. Например: «Вы приехали в другую страну и по ошибке попали не в ту гостиницу, в которой у вас забронирован номер. Вы пытаетесь объяснить ресепшионисту, что вам надо в другую гостиницу».

На продвинутом этапе довольно эффективными являются игры типа «Брейн ринг», которые помогают расширить знания культуры, литературы, традиций стран изучаемого языка и своей страны, общую эрудицию и сообразительность, лингвистический кругозор. Например: «Назовите города и штаты США, имеющие одинаковое название».

Очень популярны на занятиях по иностранному языку дискуссионные игры, где обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Содержанием таких дискуссий  может быть любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и т.д. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой и предоставляется возможность высказывать свое мнение.

 Преподаватель берет на себя роль организатора общения, задает наводящие вопросы, обращает внимание на оригинальные мнения участников, спорные проблемы, снимает возникающее напряжение. Ну а конечный результат - свободное и грамотное общение на иностранном языке. 

Итак, коммуникативная методика в обучении языку – ваш первый путь к успеху.

Например, видеокурс «Интеллект» отличает профессиональный подход к обучению. Эта методика позволяет  рационально распределить силы при изучении иностранного языка в зависимости от поставленных целей. Курс позволяет за 60 часов запомнить в среднем  2000 слов и выражений, освоить основы грамматики, научиться понимать и говорить. Основная часть материала курса была подготовлена и надиктована преподавателями из Оксфорда и других ведущих университетов Европы.

Газеты: «Метро» 2003. № 3(819), с .4. «Кадры решают все», 2003,№ 2(8), с. 7.

Hosted by uCoz